Познавать тот или иной учебный предмет можно на уроке, а также во внеурочной деятельности, во время предметных недель.
Вот и в нашей средней школе № 11 прошла неделя русского языка и литературы. Все шесть дней были насыщены интересными мероприятиями.
В понедельник на КВН собрались команды «Дюймовочки» из пятого и «Жар-птица» из шестого классов. Они соревновались на лучшее знание сказок.
Для десятиклассников была проведена интеллектуальная игра «Великолепная семерка». Ребята раньше и не замечали распространенность этого числа. Оказывается, оно встречается и в скороговорках, и в пословицах, и в названиях книг. Есть семь веселых нот. Семь чудес света. Сочинения о них были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Полное перечисление их приводит Антипатр Сидонский (III в. до н. э.):
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды – дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
Единственный уцелевший памятник из первого списка – египетские пирамиды – удостоились статуса «почетного чуда». Они того заслужили, устояв под натиском природы и людского варварства и доказав верность древней поговорки «Все боится времени, но время боится пирамид».
Учащиеся посмотрели презентацию и о новых семи чудесах света. Их определили голосованием 100 миллионов жителей Земли. К ним были причислены римский Колизей, Великая китайская стена, статуя Христа в бразильском Рио-де-Жанейро, город древних инков Мачу-Пикчу в Перу, пирамида майя Чичен-Итца на мексиканском полуострове Юкатан, Тадж-Махал в Индии, скальный комплекс Петра в Иордании. К сожалению, в этот перечень не попали московский Кремль и храм Василия Блаженного.
В блиц-конкурсе ребята находили цифру семь в неделе, цветах радуги, праздниках и пробовали написать автобиографию от лица литературного героя, состоящую из семи пунктов.
Для старшеклассников была организована радиопередача «Молодежный сленг», рассматривающая вопросы культуры речи. Состоялось выступление библиотекаря А. Спиридоновой «В. И. Даль и его словарь».
Учащиеся с удовольствием посмотрели художественные фильмы «Тарас Бульба», «Евгений Онегин», «Сергей Есенин», а также презентацию, созданную учителями-словесниками, «Только бы в душе не отзвучало, только бы быльем не поросло» (военная лирика поэтов Ивановской области).
С нетерпением ожидали ребята встречи с поэтической семьей Доставаловых, в которой творят мама Елена Николаевна и две ее дочки – Оля и Катя. Мы гордимся тем, что Елена Николаевна и Катюша закончили нашу школу. Родоначальник этой поэтической династии даже выпускное сочинение писала в стихах. Эта скромная, красивая, интеллигентная женщина, возглавляющая детское поэтическое объединение «Исток», воспитала достойных детей. Мы думаем, была бы счастлива любая мать, услышавшая от своих детей такое признание:
Ты с малых лет меня растила,
Ходить и говорить учила,
Учила к людям доброй быть,
Себя любить, весь мир любить.
Ты говорила мне: «Нельзя!» -
Когда проказничала я.
Пускай порой меня ругала
И даже «силу» применяла,
Но все ж достойно воспитала!
Я б ни на что не променяла
Ни ласку, ни любовь твою…
За все тебя благодарю!
На встрече прозвучали стихи разной тематики: философские, любовная лирика. Они были представлены в нашей школьной газете «Дом» в специальном выпуске.
Бывшим одноклассникам понравилось стихотворение Кати «Музыка».
Музыка… Что значит это слово?
Спроси любого – скажет он тебе,
Что музыка – для нас она не нова,
Звучит она повсюду и везде:
Под пальцами лихого пианиста,
В дыхании флейтиста, трубача,
И в нотах Баха, Моцарта и Листа,
И под смычком бродяги-скрипача.
А для кого-то музыка в наушник
Издаст свой громогласный звонкий клик.
А кто-то из компьютерных колонок
Услышит песни новомодный крик.
Что музыка? Лишь просто гамма звуков,
Вещь, под которую приятно «зажигать»?
Но нет! Ведь музыка – то целая наука,
То зов души, зовущий нас летать!
Ведь музыка не только в инструментах,
Не только из динамиков звучит.
А музыка – то просто песня ветра,
То плеск воды, когда в ручьях она журчит.
То пенье птиц, то мягкий шелест листьев
И снега скрип морозным зимним днем.
Попробуйте, прислушайтесь, услышьте,
Услышьте мир, в котором мы живем!
И вы поймете: музыка не ноты,
Не треск динамиков, звучащий каждый час,
А музыка – звучание природы
И зов души, летать зовущий нас!
Мы желаем Доставаловым новых открытий, удач во всех начинаниях!
Закончилась наша неделя литературы экскурсией в дом-музей семьи Цветаевых в Ново-Талицах.
Экспозиция музея представляет жизнь, быт и духовные искания этого славного рода. Коллекция подлинных предметов, принадлежавших Цветаевым, является одной из крупнейших в стране и насчитывает 3000 единиц хранения. Ребята узнали, что несколько поколений этой семьи составляют целое созвездие людей, внесших огромный вклад в расцвет науки и культуры. Из нее вышли священнослужители, ученые, педагоги, поэты и писатели. Отец М. И. Цветаевой – Иван Владимирович – основатель Музея изящных искусств (современного Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Его дочь – Марина Ивановна – великий русский поэт, одна из самых ярких и трагических фигур нашей русской культуры. Драматическая история ее семьи, кажется, вобрала в себя все, что суждено пережить человеку в ХХ веке. Сама Цветаева в Ново-Талицах никогда не была, но корни свои чтила.
…Мой привет поколенью -
По колено в земле,
А сединами в звездах!
Вам, слышней камыша,
Говорящим: ду-ша!
Только душу и спасшим
Из фамильных богатств.
Вам, без равенств и братств.
…Поколенье, где краше
Был – кто жарче страдал!
Поколенье! Я – ваша! –
Продолженье зеркал.
Ваша – сутью и статью,
И почтеньем к уму,
И презрением к платью
Плоти – временному!
До последнего часа
Обращенным к звезде –
Уходящая раса, спасибо тебе!
И кажется, что слышали мы не взволнованный голос влюбленного в свое дело экскурсовода, а самой поэтессы.
В 1927 году в разговоре с сестрой Анастасией Марина Ивановна сказала: «Талантом гордиться нечего! Он – от провидения и родителей. То, что я, все, что я – от них. Без этой обязанности отцу, без гордости за него человек – скот. Я ничем не посрамила линию своего отца. Из села Талицы… мои поэмы по две тысячи строк. Оттуда – лучше, больше, чем стихи. Оттуда – сердце, несущее меня вскачь в гору две версты подряд… Оттуда, оттуда – все».
Пусть учится подрастающее поколение такой ответственности перед семьей и гордости за свой род, самоотдаче в выбранном деле и любви к малой родине.
Н. ЕЛИЗАРОВА,
учитель русского языка и литературы Лежневской средней школы № 11