Никто не задавал себе вопрос, чем же, собственно, наши Горки такие новые?
А много, оказывается, чем: ведь раньше здесь всё было совсем по-другому.
Если бы в незапамятные времена какой-нибудь древнерусский богатырь проехал на могучем коне своём около Старого Карачуна, он непременно бы остановился у большого камня в раздумье, в какую же сторону ему пойти. Однако камень этот знаменитый, и поныне лежащий на том же месте, использовался нашими предками отнюдь не для самоопределения. Дело в том, что на этом месте находилось капище, и «камушек» (относящийся, между прочим, к дописьменной эпохе) почитался как священный. Он представляет собой треугольную плиту, ориентированную по линии запад-восток и выступающую над поверхностью земли примерно на полметра, лежит в низине холма с южной стороны, а в центре этой плиты находится искусственное чашеобразное углубление.
Это был своего рода алтарь, в чашу которого возлагалась жертва (мёд, мясо, кровь и так далее), здесь же проводились ритуалы возжигания огня. На жертвеннике западной части таких камней, то есть там, где в моменты Равноденствия «умирало» солнце, вероятно, совершались жертвоприношения богам иного мира. А а чаши восточной стороны, где солнце рождалось, служили для сбора дождевой и росной воды (напрашивается аналогия с «живой» и «мёртвой» водой).
А ещё на Карачун-камне располагались ныне почти не читающиеся символические изображения: ровный круг – солнце (ведь и «карачун» - это древнерусское название солнцеворота – солнцестояния 22 декабря) и две змеи, подползающие к светилу.
Ещё одна версия гласит, что Карачуном (или Корчуном, Чернобогом) древние славяне называли злого подземного духа, бога смерти, повелевающего морозами. С тех пор морозы, думается, никуда не исчезли, а сам камень (правда, уже изрядно пострадавший от рук вандалов) стал объектом исследования аномальных зон нашей области группой Общероссийского общественного научно-исследовательского объединения «Иваново-Космопоиск».
Ну что ж, теперь, когда наш воображаемый богатырь ознакомился с историей этого необычного камня, сомнений, куда идти, у него уже не остаётся: идти нужно прямиком в Новые Горки, ведь на этом пути ждёт ещё так много интересного.
Первое письменное упоминание о сельце Горка относится к 1859 году. Сосновый бор по всему холму, 48 крестьян (большая часть женщин – этакое сельцо невест) и всего один колодец. Затем сельцо Горка и соседнее Корнево слились, хотя мегаполиса (всё ещё впереди!) пока не образовали.
И, конечно, в истории Горок были свои пассионарии. Первый из них в 1868 году произвёл в ней настоящий переворот. Это был купец Полиевкт Тихонович Шорыгин, пустивший вместе с сыновьями и компаньонами механическую миткалевоткацкую фабрику на 160 станков. Так появился рабочий посёлок Горки на Уводи. Потом он был переименован в Новые Горки – чтобы подчеркнуть, как сильно новый населённый пункт отличается от старого сельца. Появление в нём продуктовой лавки и кабака стало ещё одним признаком начала новой эры. На фабрику приходили работать крестьяне из других деревень с поистине некрасовскими названиями (Карачун, Повалиха, Голиковка, Развалиха), летом возвращавшиеся к своей земле. К 1917 году в селе было уже 98 домов, в которых проживало 400 человек (сейчас – в десять раз больше).
Шорыгин в Горках запомнился. Ещё и теперь многое здесь напоминает о нём: например, на совесть построенные (почти полтора века назад!) «шорыгинские» дома на улице Московской. Фабрикант строил их для своих приказчиков, всё делал с размахом – улицы в Горках, например, значительно шире, чем в Риме. Кроме того, Шорыгин построил в селе больницу и даже предлагал роженицам по пять рублей (тогда большие деньги), чтобы они шли рожать туда, а не к бабкам-повитухам. При Шорыгине в распоряжении почти каждой ткачихи было по два станка, зарплату фабрикант выдавал лично, и в народе прослыл строгим, но щедрым барином. Дед его был выкупившимся на волю и основавшим собственное дело крепостным крестьянином, и сам Полиевкт Тихонович был по-крестьянски смекалист и трудолюбив. Благодаря его стараниям к 1893 году Горкинская фабрика выпускала ткани уже на полмиллиона рублей в год, а количество ткацких станков возросло до 1300.
Кроме того, Шорыгин был заядлым рыбаком, увлекался охотой, с удовольствием занимался спортом и даже был награждён многочисленными призами за участие в соревнованиях по стрельбе.
Семья Шорыгиных (а было у него четверо сыновей и дочь), будучи старообрядческой, жила скромно – все доходы фабрикант вкладывал в любимое дело. Заботился он не только о своих детях (всем им дал высшее образование, которого сам не получил), но и о рабочем люде: кроме больницы, построил также школу и детский сад для детей рабочих. Жена его сына Павла, Лидия Ивановна Красильщикова, лично преподавала в начальной школе и занималась с детьми в детском саду. Сам же Павел Полиевктович стал известным учёным-химиком, прославился, помимо прочего, разработками в области парфюмерной промышленности: предложенные им пути синтеза душистых веществ в различных модификациях широко используются во многих странах мира.
Так или иначе, но память о Шорыгиных в Горках жива и поныне. Остались дома на Московской улице и другие постройки той эпохи. Остались то и дело всплывающие легенды о сокровищах, закопанных где-то под фундаментом сгоревшей в лихие девяностые начальной школы (бывшей усадьбе, построенной без единого гвоздя), о ночных криках лебедей, которых Шорыгины разводили на пруду в новогоркинском парке, о гигантских шорыгинских сомах с золотым колечком в губе в глубинах Селецкого озера…
Это озеро, находящееся в окрестностях села – одна из главных его достопримечательностей: слава его гремит далеко за пределами Новых Горок. Помимо полюбившегося всем традиционного праздника Дня Нептуна, который каждый год проводится на берегу (а частично и в воде), почти идеально круглой формы водоёма, берёзовых рощ вокруг, отдыхающих привлекают легенды о «змеях» (холодных ключах, бьющих со дна), затонувшей церкви посредине озера и двойном дне, возникшие, возможно, из-за плотного слоя водорослей (действительно образующих на определённой глубине нечто вроде второго дна), а возможно, имеющие под собой реальное основание. Кроме того, утонуть в нашем озере практически невозможно: вода здесь сама будто бы выталкивает и отлично держит купальщика на плаву.
Ничем не уступает по красоте ни озеру, ни плывущим над ним облакам белоснежный Троицкий храм, возвышающийся в центре села. Построен он был по заказу всё тех же Шорыгиных на средства рабочих и мастеровых фабрики. Возводили его в 1914-1916 годах московские зодчие. Уникальность храма – в громадных окнах (по 25 квадратных метров) с южной и северной сторон, в двускатной крыше на паперти и в ощущении необыкновенного простора внутри церковного здания. Изначально наружные стены храма были выкрашены в голубой, жёлтый и зелёный цвета, а венчали здание позолоченные купола; была и колокольня. В храме размещалась библиотека. В 1928 году храм был закрыт большевиками, имущество – иконы и книги – передали в церковь села Поповское.
Когда сносили позолоченные купола, местные жители установили внутри церкви две ванны и попытались смыть с металлической облицовки сусальное золото. Только ничего у них не вышло.
В 1953 году снесли и колокольню. Сделать это оказалось очень тяжело, немало инструментов поломалось о её стены (в качестве раствора при строительстве колокольни, равно как храма и фабрики, использовали смесь извести и куриных яиц, не говоря уж о цементе для наиболее важных элементов сооружений, привозившемся Шорыгиным из далёкой Англии). Кирпичи колокольни впоследствии пригодились при закладке фундамента двухэтажных восьмиквартирных домов на Подгорной улице и при строительстве Дома культуры. А вот фундамент колокольни, как ни старались, разобрать не смогли, так и возник промтоварный магазин (в дальнейшем АТС) прямо на старом основании.
Судьбы же почти всех рабочих, участвовавших в сносе колокольни, оказались незавидными: одни доходили до самоубийства, другие сходили с ума, третьи всю жизнь тяжело болели.
Но вот пришёл 1992 год, и жители посёлка организовали приходской совет и добились передачи храма Ивановской епархии. 9 января 1993 года в возрождённом храме был отслужен первый молебен, с тех пор приход милостью Божией живёт и укрепляется. Проводятся регулярные службы, ведётся сотрудничество с общеобразовательной и музыкальной школами…
Но не только разрушительной была для Новых Горок власть Советов. В советские годы было построено 30 многоквартирных домов, в том числе второе общежитие на 206 мест, 4 библиотеки, комбинат бытового обслуживания и хорошо оборудованный клуб с широкоэкранной киноустановкой, через Горки шла узкоколейка. Было в посёлке несколько магазинов и даже собственный торговый центр.
Вот и сейчас в Новых Горках всё снова по-новому. Хотя остаётся и неизменное – например, ещё в 1892 году возведённая титаническими усилиями строителей восьмигранная фабричная труба: 68 аршин, памятник промышленной архитектуры. Сама фабрика, хотя и в несколько другом качестве (производит х/б пряжу, марлю, миткаль), функционирует и поныне. А ещё фабрика несёт людям тепло – отапливает село.
В Новых Горках есть, где погулять, подышать свежим воздухом. Если наш воображаемый богатырь, с которым мы путешествуем по Горкам, захочет испить живой водицы, то лучше всего ему направиться по дороге, где раньше проходила узкоколейка. Он непременно придёт к ключику: вода в нём необычайно вкусна и богата серебром. А коня пусть поит в очистившейся за последние несколько лет Уводи – нечего загрязнять родник.
С культурной жизнью в Новых Горках дела обстоят не хуже, чем с экологической ситуацией. Множество мероприятий (в том числе День села и День ВМФ на Селецком озере) проводит Дом Культуры. Благосклонны музы и к детской школе искусств – «музыкалке» и «художке» в одном лице. «Обычная» школа тоже не отстаёт. В этом году там провели ремонт, закупили много нового оборудования, что позволит ещё успешнее готовить учеников не только к олимпиадам, но и в целом ко взрослой жизни, которая у многих начнётся с поступления в хорошие вузы.
Главный корпус Новогоркинской больницы был выстроен ещё в 1989 году. Всегда готовы прийти на помощь фельдшера скорой помощи. Работает в селе также Отделение временного проживания пожилых людей и инвалидов, где для них стараются создать благоприятные условия. Постоянно думают над тем, как улучшить жизнь села, члены молодёжного собрания Новых Горок. Также в селе есть отделение Сбербанка, Участковый пункт милиции, почтовое отделение.
И уж если и растут на наших старых зданиях рябины, то и плодоносят так, что варенья можно на всю зиму наварить, да ещё и с запасом. Так что богатырю, если бы он в самом деле заехал в наши края, искренне советовали бы мы не раздумывать, куда податься дальше, а остаться в вечно новых Горках.
С. Лукьянова
В рамках районного проекта «История в камне» работники культуры Новогоркинского сельского поселения приглашают принять участие в познавательном часе «Все, что сердцу дорого и свято». Он пройдет в библиотеке 17 сентября в 11 часов, а также посетить фотовыставку «Край моих отцов», которая начнет свою работу в этот же день в библиотеке.
А в Доме культуры 22 сентября в 12 часов начнется концертно-познавательная программа «каменная лебедь в небе над селом».